Курс ОРКСЭ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ж.д. ст. Мадалан 

 

приказ

 

 от  22.02.2012 г.          № 1

 О подготовке к введению курса ОРКСЭ

 ст. Мадалан

 В соответствии с  распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2011 года № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

 приказываю:

 

1.Разработать план мероприятий по введению с 2012-2013 года в комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» до 05 марта 2012 года.

2. В 3-х классах провести опрос (анкетирование) по выбору  модуля ОРКСЭ среди обучающихся и их родителей (законных представителей).

3.Ответственными за разработку плана мероприятий назначить Кушикову Л.В., заместителя директора по УВР; Иткину К.Д., учителя истории и обществознания.

4. Кушиковой Л.В., заместителю директора по УВР, составить заявку на прохождение курсовой подготовки по данному курсу следующими педагогами:

1) Вяткиной К.В.., учителю начальных классов;

5.Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

 

 

Директор школы ________ О.В.Федорова

 

С приказом ознакомлены:

 

__________ /Л.В.Кушикова/

__________/К.Д.Иткина/

 





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ж.д.ст. МАДАЛАН

 

ПРИКАЗ

 21.05.2012г № 3                    Об     утверждении перечня

учебников и учебных

пособий на 2012-2013 учебный год                                                                                                                                 

                                                     

       ж.д. ст. Мадалан

        

П Р И К А З Ы ВАЮ:   

                   Утвердить учебно-методический комплект курса «Основы религиозных культур и светской этики» :  

  1. ОРКСЭ программы образовательных учреждений 4-5 классы. –  М.:, Просвещение, 2010, А.Я. Данилюк

  2. Стандарты второго поколения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –  М.:, Просвещение, 2009, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков 

  3. Учебник Основы православной культуры (4-5 класс).- М.: Просвещение, 2010, А.В.Кураев

  4. Рабочая тетрадь для учащихся – М.: Просвещение, 2010.-А.Я.Данилюк

  5. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010, Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В. Глоцер и др. под ред. В.А.Тишкова, Т.А.Шапошниковой

  6. Компакт-диск «Основы православной культуры» (электронное  приложение) ЗАО «Образование Медиа» ОАО Издательство «Просвещение», 2010

 

Директор школы: О.В.Федорова

  

               



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ж.д. ст. МАДАЛАН



от 25.05 12 г приказ № 5

О введении курса ОРКСЭ


Ст. Мадалан

                    На основании Поручения Президента Российской Федерации от 02.08.2009 г (Пр-2009 ВП П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 2011 августа 2009



 П Р И К А З Ы В А Ю:

              Ввести учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» с 01.09.2012 г.

  1. Назначить преподавателем курса ОРКСЭ Вяткину Кристину –учителя начальных классов.

  2. Закрепить кабинет 3-4 класса для преподавания курса ОРКСЭ.

  3. Заместителю директора по УВР Кушиковой Л.В организовать контроль за введением курса ОРКСЭ.

  4. Обеспечить необходимые условия для введения курса ОРКСЭ

 

 

  Директор школы                          О.В.Федорова

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ж.д.ст. МАДАЛАН



ПРИКАЗ

 

21 марта 2012 года

 

Об утверждении рабочей программы

по курсу «Основы религиозных культур

и светской этики»

В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р, приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 г

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить рабочую программу «Основы религиозных культур и светской этики», обеспечивающую реализацию курса.

 

 Директор МБОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан: О.В.Федорова

  

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

ж.д. ст. Мадалан

 ПРИКАЗ №

 

 

от 01. 06. 2012 г.

 Об утверждении плана информирования родителей

(законных представителей) о ходе подготовки

и внедрения ОРКСЭ и плана методической работы

по сопровождению педагогов

 В связи с введением в 2012-2013 учебном году в учебный план МБОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить план информирования родителей (законных представителей) о ходе подготовки и введения ОРКСЭ (Приложение 1) и план методической работы по сопровождению педагогов (Приложение 2).

  2. Зам.директора по УВР Кушиковой Л.В, преподавателю ОРКСЭ Вяткиной Кристине Владимировне обеспечить информирование родителей (законных представителей) о ходе введения ОРКСЭ в соответствии с планом.

  3. Зам.директора по УВР Кушиковой Л.В обеспечить реализацию плана методической работы по введению ОРКСЭ.

  4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

 Директор школы : О.В.Федорова

 Приложение 1

ПЛАН информирования родителей (законных представителей)

о ходе подготовки и введения ОРКСЭ в МБОУ ООШ ж.д.ст. Мадалан

 

 

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

Проведение родительских собраний:

  • нормативно-правовая база курса ОРКСЭ;

  • ознакомление с концептуальными основами курса, содержанием учебных модулей;

  • анкетирование родителей по выбору модулей курса ОРКСЭ

 

.апрель-май

Зам.директора по УВР Кушикова Л.В, учитель начальных классов Вяткина К.В

 

2

Проведение родительских лекториев (собраний) для ознакомления с особенностями курса ОРКСЭ

АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ

Зам.директора по УВР Кушикова Л.В, учитель начальных классов Вяткина К.В

 

3

Информирование родителей через школьный сайт

 

 

 

в течение учебного года

Инженер-программист Шаповалова Ж.В.

4

Индивидуальные консультации для родителей по проблемам преподавания ОРКСЭ.

в течение учебного года

Преподаватель ОРКСЭ Вяткина К.В.

 

 Приложение 2.

ПЛАН методической работы МБОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан

по введению курса ОРКСЭ

 

Цель: развитие профессиональных компетентностей педагогов, преподающих курс «ОРКСЭ» как условие формирования духовно-нравственных ценностей личности учащегося.

 

Задачи:

1. Совершенствование методического уровня подготовленности педагогов.

2. Создание условий для профессионального роста педагогов.

3. Обобщение и распространение педагогического опыта.

4. Создание «банка» методических разработок по преподаванию курса «ОРКСЭ».

 

1. Совершенствование методического уровня подготовленности педагогов через проведение заседаний МО (по графику):

 

Тема выступления

Дата

Ответственный

1

Обзор методической литературы и утверждение рабочих программ по ОРКСЭ

28 августа  2012 г.

Зам. директора по УВР Кушикова Л.В руководитель МО Гавриленко С.Ф.

2

Об особенностях преподавания курса ОРКСЭ

ноябрь  2012 г.

Зам. директора по УВР Кушикова Л.В

3

Анализ преподавания модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ

январь  2013 г.

Зам. директора по УВР

4

Анализ проблем в реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

май 2013 г

Зам. директора по УВР

5

Анкетирование всех участников образовательного процесса

в течение года

Зам. директора по УВР

6

Открытые уроки

в течение года

Преподаватель ОРКСЭ

2. Создание условий для профессионального роста педагогов через:

         прохождение курсов повышения квалификации;

         семинары по проблемам преподавания ОРКСЭ;

         участие педагогов в заседаниях РМО, творческих групп (в течение года).

 

3. Распространение и обобщение передового педагогического опыта через:

         открытые уроки по курсу ОРКСЭ (в течение года);

         публикации в печатных изданиях (в течение года).

 

 Положение

об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности в курсе основ религиозных культур и светской этики

1.Общие положения

1.1.Настоящее положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности в курсе основ религиозных культур и светской этики (далее по тексту-Положение)  регламентирует порядок  организации преподавания курса основ религиозной культуры и светской этики,  систему контроля и оценки планируемых результатов.

1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральными законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях», письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 №08-250 «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

1.3. Учебный курс«Основы религиозных культур и светской этики» (далее по тексту-ОРКСЭ) является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

1.4.Учебный курс ОРКСЭ является обязательным для изучения и представлен следующими модулями:

-основы православной культуры;

-основы исламской культуры;

-основы буддийской культуры;

-основы иудейской культуры;

-основы мировых религиозных культур;

-основы светской этики.

Модули ОРКСЭ согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

 

2. Организационные условия реализации курса

«Основы религиозных культур и светской этики».

 

2.1.Организация преподавания курса ОРКСЭ включает подготовительный этап, основной целью которого является работа с обучающимися и их родителями (законными представителями) .

2.2.Информирование родителей (законных представителей)  об особенностях курса ОРКСЭ  может осуществляться в форме родительских собраний, консультаций, круглых столов, индивидуальных встреч, посредством сайта МБОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан.

2.3.На собраниях в 4 четверти текущего учебного года обучающихся  3классов и их родителей (законных представителей) знакомят  с целями  и задачами курса ОРКСЭ, его месте в формировании духовных и культурных ценностей, с содержанием уроков, формами и методами работы, особенностями  каждого модуля.

2.4. С согласия обучающихся и  по выбору его родителей (законных представителей) принимается решение о записи на изучение определенного модуля ОРКСЭ.

2.5. Результаты выбора фиксируются протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей).

2.6. Количество учебных групп по изучению выбранных модулей ОРКСЭ оформляется приказом директора не позднее 30 августа.

2.7. Реализация курса ОРКСЭ в обязательном  порядке включает участие Управляющего совета школы: ознакомление общественности с содержанием курса, согласование краеведческого компонента в содержании курса ОРКСЭ, организацию участия родителей в реализации программы духовно-нравственного воспитания, анализ выполнения родительского заказа.

2.8. Преподавание курса ОРКСЭ обеспечивают педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.

2.9.В целях  воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному и религиозному наследию разрабатывается региональный (краеведческий) компонент ОРКСЭ, материалы которого утверждаются на Методическом Совете МБОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан.

2.10. Для эффективной организации и ведения курса ОРКСЭ могут  использоваться электронные образовательные ресурсы:

-федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;

-единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.

( раздел «Культурно-историческое наследие» (произведения искусства из фондов Эрмитажа, произведения искусства Третьяковской галереи), «Тематические коллекции» (от Руси Киевской до Руси Московской)

-           дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

-           электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru (содержит учебные пособия по философии, культурологии, истории, произведения классиков):

-           государственный музей истории религии - www.gmir.ru (содержит материал по истории религий, искусству, имеется виртуальный музей для детей).

-           информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет-ресурсах (информация о деятельности Православной церкви, календарные даты):

-           http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

-           http://www.muslim.ru Совет муфтиев России (содержит информацию о деятельности исламской мечети, календарных датах);

-           http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;

-           http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.

-           основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

-           сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;

-   сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека);

-www.openclass.ru Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ.

3.Формы и методы обучения в курсе

«Основы религиозных культур исветской этики»

3.1. Принципами организации занятий курса ОРКСЭ являются принципы формирования ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе; понимания культуры как духовного и материального богатства народов мира, нашей страны, как образа жизни людей разных сообществ, их обычаев, традиций и верований; воспитания толерантного, уважительного отношения к окружающим и через них -понимание самого себя; социальной позиции педагога; учета возрастных особенностей обучающихся.

3.2. Приоритетными в реализации задач курса являются диалоговые методы в форме беседы, обсуждения, дискуссии, диспута, дилеммы, игры.

3.3. Одной из форм организации деятельности по реализации задач курса ОРКСЭ является экскурсионно-образовательная деятельность. При организации требуются: письменное согласие родителей (законных представителей), согласие представителей религиозных организаций. Издается приказ по образовательному учреждению, закрепляющий ответственность педагога за жизнь, безопасность и здоровье детей при осуществлении экскурсионных маршрутов. Экскурсия проводится по заранее разработанному и утвержденному плану.

3.3. Приоритетной формой работы с обучающимися в курсе ОРКСЭ является коллективная или индивидуальная творческая работа, построенная в соответствии с требованиями к проектированию младшего школьника.

4.Контроль и оценка результатов реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

4.1. Прохождение материала по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» фиксируется в журнале успеваемости обучающихся.

4.2. Система оценивания результатов — безотметочная. По итогам года обучающиеся аттестуются или не аттестуются. Запись в журнале зачет/ не зачет отражает факт участия обучающихся в коллективной или индивидуальной творческой работе по итогам года.

4.3. Оценка результатов по модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривается  в рамках завершающего раздела ( три последних урока) в форме коллективных или индивидуальных  творческих работ. Коллективная  творческая работа (видеофильм, выставка, газета, коллекция, игра, постановка)  представляется на общем для параллели мероприятии «Традиции моей семьи» при условии взаимооценки качества работы группами, представившими работы. Индивидуальные творческие работы  представляются и обсуждаются в классе.

4.4. Результаты подготовки и защиты  творческих работ входят  в портфолио обучающегося в виде самооценки  обучающимся личных умений находить информацию, путь решения выявленной проблемы, умения работать в группе, связно излагать материал, отвечать на вопросы при выступлении (Дети будут заполнять анкету, результаты которой станут основой содержания портфолио).

4.5. Проверка теоретических знаний по предмету возможна  в виде беседы, отгадывания кроссвордов, реферативного выступления.  

4.6. Выполнение обучающимися творческих работ, проверка теоретических знаний (не оценивается) служит для педагогической диагностики освоения обучающимися основных понятий курса, необходимой учителю для анализа эффективности реализации  содержания курса.

4.7. Оценка деятельности педагога  в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется администрацией школы при посещении уроков, где анализируются   соответствие занятия целям и задачам курса, создание условий для развития учебной самостоятельности, коммуникативных навыков, умения работать с информацией, эффективность использования форм и методов духовно-нравственного воспитания, учет возрастных особенностей школьников, выполнение общественного заказа на содержание курса (технология, содержание, контроль за деятельностью учителя).

4.8. Для выполнения общественного заказа на содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» по итогам года проводится анкетирование родителей обучающихся на выявление удовлетворенности качеством предоставляемой образовательной услуги.

4.9. Мотивация обучающихся к изучению курса ОРКСЭ обеспечивается через создание эмоционально-насыщенной образовательной среды, форм морального поощрения со стороны учителя, сверстников, родителей (похвала, вербальное поощрение, взаимооценка, одобрение).

5.Права и обязанности родителей и законных представителей обучающихся.

5.1 Родители (законные представители)  и обучающийся на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей   имеют право выбрать один из модулей курса ОРКСЭ. В течение учебного года родители (законные представители ) не могут изменить решение в пользу другого модуля. Решение родителей (законных представителей) о выборе модуля ОРКСЭ закрепляется в письменном заявлении.

5.2 Родители (законные представители)  имеют право при возникновении спорных вопросов  при изучении учебного курса ОРКСЭ обсуждать их с учителем или администрацией школы в корректной форме.

5.3 Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и самообразования ребенка.

5.4Родители несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами обучения.

6. Права и обязанности администрации МБОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан

6.1 Администрация  МБОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан должна провести анкетирование родителей (законных представителей) по выбору одного из модулей курса.

6.2  Администрация МБОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан обязана создать условия для изучения обучающимся  выбранного модуля.

6.3 Администрация МБОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан должна обеспечить прохождение курсовой подготовки педагогов по  учебному курсу ОРКСЭ.

6.4 МБОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан обязуется проявлять уважение к личности обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления  нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия обучающегося с учетом его индивидуальных особенносте

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ж.д. ст. Мадалан Мадалан

 

 ПРИКАЗ №

от 28.09.2012

о назначении

 ст. Мадалан

 В соответствии с приказом по школе № 11 от 22.02.2012 « О подготовке к введению курса ОРКСЭ»

 Приказываю:

 Назначить учителем-преподавателем комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» Вяткину Кристину Владимировну, учителя начальных классов.

  

 С приказом ознакомлена :

___________К.В.Вяткина

 

Директор школы: О.В.Федорова

    

Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Ее задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.

Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребенку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка, у Вас будет что добавить к их содержанию. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

 

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами.

Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

Если простая игра складывается, пробуйте ее усложнить. Содержание разных модулей отчасти согласовано по ценностям: Отечество, культура, семья, человек, общество и др. Приобретите дополнительно или ксерокопируйте в школьной библиотеке для себя еще один учебник по новому предмету. Познакомьтесь с его содержанием. И Вы сможете вступить в диалог с ребенком уже не только как родитель, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как представитель другого мировоззрения. Например, Ваш ребенок изучает модуль «Основы светской этики», а Вы знакомы с содержанием учебника по модулю «Основы буддийской культуры». Это даст Вам возможность вместе с ребенком обсуждать мировоззренческие вопросы с разных точек зрения. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для Вашего ребенка, учитесь вместе с ним.

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики предмета сделали все, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.

Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Проведение эксперимента предусматривает, что в школе будет проходить психологическая диагностика процессов нравственного развития учащихся. Обратитесь за консультацией к школьному психологу. Вместе выясните причину и устраните ее.

 

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И, все же, для чего нужны моральные нормы?

Своего ребенка, особенно, если он еще мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь все понятно, и мы знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Личность человека живет в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он любил, и кто продолжает любить его. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!

    

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

В августе 2009г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.

 

Общие положения:

 

Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разрабатывается для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

 

Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.

 

Содержательная часть:

 

Курс ОРКСЭ будет носить светский характер - у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-5 классов.

Организационное и методическое обеспечение:

 

Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.



Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу будут нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, будут включать обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.

 

В рамках курса ОРКСЭ подготовлены специальные книги для учителей, а также брошюры для родителей, информационного характера, знакомящие взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами.

 

Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

    

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

В августе 2009г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.

 

Общие положения:

 

Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разрабатывается для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

 

Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.

 

Содержательная часть:

 

Курс ОРКСЭ будет носить светский характер - у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-5 классов.

Организационное и методическое обеспечение:

 

Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.



Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу будут нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, будут включать обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.

 

В рамках курса ОРКСЭ подготовлены специальные книги для учителей, а также брошюры для родителей, информационного характера, знакомящие взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами.

 

Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

      

Директору МБОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан

О.В.Федоровой

 

(Ф.И.О. родителя, законного представителя)

 

ученика (- цы)

 

(класс, фамилия, имя ребенка)

              1. ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ______________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя, законного представителя)

 

выбираю для изучения моим ребенком, учеником (цей)___________________________

 

(класс, фамилия, имя ребенка)

один из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:___________________________________________________________________

(прописать название модуля)

С поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, письмом Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»: ознакомлен (а)

  

«___»_________2012 г. ____________

(подпись)

ПРОТОКОЛ № 2

родительского собрания 3-его класса

МОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан

от 20 марта 2012 года.

Присутствовали: 4 родителей, директор Федорова О.В., заместитель директора по УВР Кушикова Л.В, классные руководитель 3-его класса, учитель истории Иткина К.Д.

 

Повестка: «Введение нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Ход собрания:

  1. Выступление директора МОУ ООШ ж.д. ст. Мадалан «о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики».

  2. Выступление заместителя директора по УВР Кушиковой Л.В «Нормативно-правовая основа курса ОРКСЭ».

  3. Выступление учителя Вяткиной К.В. «Содержание курса ОРКСЭ и методика его преподавания».

  4. Выступление учителя истории Итктной К.Д «Учебно-методическое обеспечение курса ОРКСЭ»

По первому вопросу выступил директор школы

говорилось о том, что в следующем 2012-2013 учебном году в 4-х классах будет введён новый курс «Основы религиозных культур и светской этики», подчеркивалось, что одним из актуальных аспектов деятельности школы в условиях реализации Президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование у ребят мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России. На достижение этой цели направлено введение в 4-х классах с 1 сентября 2012 года курса ОРКСЭ.

По второму вопросу слушали заместитель директора по УВР

Она познакомила родителей с нормативными документами, довела до сведения родителей Поручение Президента РФ от 02.08.2009 №Пр-2009, Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р., рассказала о целях и задачах введения данного курса в 2012 году во всех регионах РФ, обратила внимание родителей на культурологический характер курса. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс с 1-го сентября 2012 года в 4 классе и изучается в объеме 1 ч. в неделю.

В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребенок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Необходимо поддержать ребенка в этот сложный для него период.

Основные содержательные модули курса:

  • Основы православной культуры

  • Основы исламской культуры

  • Основы буддийской культуры

  • Основы иудейской культуры

  • Основы мировых религиозных культур

  • Основы светской этики

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля.

По третьему вопросу выступила учитель, проходящий курсовую подготовку, Вяткина К.В.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников. Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системе межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме. Вандышева Н.В. подчеркнула безотметочную методику преподавания.

Родителям было предложено выбрать один из модулей, написать заявление на один из модулей. Родителям были розданы «Памятки», «Советы для родителей».

РЕШИЛИ:

1. Родителям:

1.1. Выбрать один из 6 модулей для обучения ребёнка в 4-м классе

1.2. Написать заявление на обучение модуля

2. Классному руководителю собрать с родителей заявления.

3. Администрации школы:

3.1. Обработать анкеты, просмотреть заявления и определиться с модулем.

3.2. До 23.03.2012 сдать отчёт о проведённых с родителями мероприятиях

3.3.Директору издать приказ об изучении модуля с 4-го класса.

 

Председатель собрания Воробец Н.В

 

Секретарь Воробец Н.В

 Результаты выбора родителями 4-х классов модуля

на основе заявлений на 20.03.2012г.

 

Модуль

Число выбравших

Процент выбравших

1. Основы православной культуры

0

0

2. Основы исламской культуры

0

0

3. Основы буддийской культуры

0

0

4. Основы иудейской культуры

0

0

5. Основы мировых религиозных культур

 

0

6. Основы светской этики

4

100%

Всего:

4

100%

 

 Памятка для родителей о комплексном учебном курсе

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.

 

Общие положения:

 

Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разрабатывается для школкомплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей:  основы православной культуры,  основы исламской культуры,  основы буддийской культуры,  основы иудейской культуры,  основы мировых религиозных культур,  основы светской этики.

 

Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.

 

Содержательная часть:

Курс ОРКСЭ будет носить светский характер - у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновениирелигиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики,  с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

 

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-5 классов.

 

Организационное и методическое обеспечение:

 

В настоящее время курс ОРКСЭ рассчитан только в 4 и 5 классах на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Курс будет преподаваться 2 часа (урока) в неделю (суммарно на 2 четверти – 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.

 

Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая. Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу будут нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, будут включать обширный иллюстративный материал, в том числе  мультимедийные интерактивныематериалы.

 

В рамках курса ОРКСЭ будут подготовлены специальные книги для учителей, а также брошюры для родителей, информационного характера, знакомящие взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами.

 

Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса(школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

  

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно