Методические рекомендации

по составлению комплекта документов по противодействию терроризму

и обеспечению безопасности в образовательном учреждении

 

На­стоящие Методические рекомендации являются основополагающими при разработке документов по планированию мероприятий антитеррористической защищенно­сти и обеспечению безопасности  в образовательных учреждениях Амурской области.

В комплект документов входят:

  1. 1.  Паспорт безопасности (антитеррористичес­кой защищенности) образовательного учреждения.
  2. 2.  План охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении мас­совых мероприятий с планом-схемой охраны об­разовательного учреждения.

Документы готовятся в каждом образователь­ном учреждении (далее - ОУ) группой разработ­чиков, назначаемой руководителем учреждения под руководством одного из заместителей и при участии представителя охраняющей организации, по специальным вопросам согласуются с обслу­живающими сотрудниками УФСБ (отдела ФСБ города (района)) и УВД (ОВД городов и  районов).

В начале календарного и учебного года в разработанные документы вносятся изменения, произошедшие в оборудова­нии, составе персонала, с учетом недостатков, вы­явленных после проведенных учений, тренировок или практических действий при чрезвычайных ситуациях (ЧС), а также при установке дополни­тельных технических средств охраны или проти­вопожарных средств в образовательном учреждении.

Паспорт, план охраны и план-схема являются доку­ментами строгой отчетности с грифом ОП (огра­ниченного пользования) или ДСП (для служебного пользования). Они хранятся у руководителя образовательного учреждения, копии - в Управлении (отделе) ФСБ и в муниципальном органе управления образованием,  а для образовательных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Амурской области – в  министерстве образования и науки  области.

Разработанные документы являются опреде­ляющими готовность образовательного учреждения к выполнению возложенных на него задач по обеспечению безо­пасности и противодействию терроризму.

В паспорт образовательного учреждения разрешается включать дополни­тельную информацию с учетом особенностей нахождения ОУ.

Паспорт подлежит пересмотру и переоформ­лению в случаях изменения требований по обес­печению защиты объекта и территорий или по ис­течении срока - 5 лет.

 

1. Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения

 

Титульный лист.

Гриф ДСП и ниже утверждение руко­водителем образовательного учреждения (в правом верхнем углу листа); согласование с начальниками управлений (от­делов) ФСБ и УВД (в левом верхнем углу листа); название документа, полное наиме­нование образовательного учреждения.

Ниже названия документа: све­дения о разработчиках; обоснование разработки; источники информации; даты завершения разра­ботки, внесения корректив или включения новых сведений.

 

Раздел I. Общие сведения об образовательном учреждении

1.1.   Полное и сокращенное наименование ОУ и его реквизиты.

1.2.   Почтовый адрес, телефоны, факс (телефо­ны руководства ОУ, отделов, дежурных служб, от­ветственных за режим и охрану).

1.3.   Ведомственная принадлежность.

1.4.   Вышестоящая организация с адресами, те­лефонами.

1.5.   Форма собственности, данные о собствен­никах (адреса, телефоны).

1.6.   Особенности образовательного учреждения: количество обучаемых, наименование проекта и время постройки, мате­риал, из которого построено здание, наличие спортивных сооружений, акто­вого зала, мастерских, скла­дов, столовой, гаража; наличие и характеристика ограждения; сведения о размещении на террито­рии помещений с электро- или газовым оборудо­ванием; режим работы учреждения и другие све­дения.

1.7.   Размещение объекта по отношению к дорож­ной сети, крупным транспортным коммуникациям, опасным объектам (если таковые имеются), к дру­гим зданиям и объектам инфраструктуры (схема с краткой пояснительной запиской, исполненная в масштабе с условными обозначениями).

1.8.   Наличие арендаторов, даты и номера договоров, профиль аренды, пере­чень занимаемых помещений.

1.9.   Должностные лица и работники ОУ, необ­ходимые для организации действий в ЧС с указа­нием их ФИО, служебных и домашних телефонов.

1.10.        Номера телефонов дежурных служб УВД, ОВД, УФСБ, управления гражданской защиты и пожарной безопасности по Амурской области, служб водо-, газо- и энергообеспечения.

 

Раздел 2. Возможные критические и чрезвычайные ситуации в образовательном учреждении в результате проведения диверсионно-террористических акций или экстремистских проявлений

Рассматриваются возможные действия терро­ристов (экстремистов, преступников) и послед­ствия взрывов, поджогов, массовых беспорядков, проявлений экстремизма, применения отравляю­щих веществ, захвата заложников и иных дей­ствий террористов, в том числе смертников, в наи­более уязвимых и опасных местах.

Отражаются возможные количественные пока­затели ущерба от этих действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей

Отражаются сведения о возможных группиров­ках подростков в ОУ или прилегающем жилом секторе (микро­районе), о фактах вандализма, угроз, вымогатель­ства среди учащихся, иных возможных противо­правных действиях.

По каждой рассматриваемой ситуации прогно­зируются ответные действия охраны ОУ, персо­нала, аварийных служб и бригад по ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий.

 

Раздел 3. Сведения о персонале образовательного учреждения

В разделе отражаются сведения о численности преподавателей и других категорий сотрудников (в том числе внештатных) по сменам, их подготов­ленности к действиям в ЧС, сотрудников, возглавля­ющих нештатные пожарные расчеты, отвечающих за безопасность, за содержание путей эвакуации из здания, систем электро- и газо­обеспечения, средств зашиты, другие вопросы. Прилагается список лиц (с адреса­ми и телефонами) из числа персонала и учащихся, имеющих неврологические заболевания, алкоголь­ную и наркологическую зависимость, отклонения в поведении.

 

Раздел 4. Силы и средства охраны образовательного учреждения

(раздел разрабатывается совместно с представителем охраны)

4.1. Параметры охраняемой территории:

4.1.1. Площадь территории, занимаемой ОУ, по­стройками и двором (кв. м).

4.1.2. Периметр всей территории (м).

4.1.3. Характеристика здания (этажность, коли­чество входов, возможности проникнуть в здание из соседних домов, в том числе по крышам, комму­никациям и др.).

4.1.4. Наличие санитарных и запретных зон, их площадь и протяженность границ (для спортив­ных и рекреационных объектов ОУ).

4.1.5. Краткая характеристика местности, улиц в районе расположения ОУ (рельеф местности, пар­ки, скверы, дворы, возможности скрытого подъез­да, подходов к объекту в местах, не имеющих ог­раждений или при наличии лазов, проходов; краткое описание прилегающих кварталов, стро­ений, предприятий, рынков, других мест, пред­ставляющих криминальную и другую опасность).

4.2. Инженерное оборудование и ограждение

(описание с приложением схемы ограждения и оборудования):

4.2.1. Конструкция и параметры ограждения, в том числе высота (м), общая протяженность (м), материал. Сведения об оборудовании ограждения до­полнительными защитными средствами (шипы, металлические прутья, колючая проволока, режу­щая лента и др.).

4.2.2. Наличие автостоянок, их охрана и харак­теристика.

4.2.3. Технические средства обнаружения несан­кционированного доступа и сигнализации, их ха­рактеристика.

4.2.4. Контрольно-пропускные пункты (калит­ки, ворота) для прохода персонала, проезда ав­томашин, оборудование их техническими сред­ствами контроля и средствами повышения уров­ня физической защиты (противотаранным устройством), условия содержания (под контро­лем (охраной) или без них).

4.2.5. Электроснабжение и освещение перимет­ра и территории объекта, в том числе аварийное (электрические параметры, возможность поблоч­ного отключения, места нахождения трансформа­торов, электрощитовых, возможность скрытых подходов к ним).

4.3. Силы охраны:

4.3.1. Организационная принадлежность охра­ны (подразделение вневедомственной охраны ОВД, служба безопасности ОУ, частные охранные пред­приятия (ЧОП), краткие сведения о них, фамилии руководителей, телефоны дежурных).

4.3.2. Численность охраны и характеристика ее подготовки.

4.3.3. Характеристика группы быстрого реаги­рования (ГБР) или тревожной (резервной) группы (численность, вооружение, время прибытия от мест постоянной дислокации до наиболее удален­ных точек объекта).

4.3.4. Силы и средства по усилению охраны в критических ситуациях (собственными силами охраны или за счет подразделений ОВД), их крат­кая характеристика, порядок взаимодействия.

4.3.5. Местоположение и оборудование основ­ного помещения (пункта охраны, постов или дру­гих команд).

4.4. Средства охраны:

4.4.1. Огнестрельное (холодное) оружие, тип, ко­личество (только при наличии специального раз­решения прокуратуры).

4.4.2. Защитные средства (тип, количество).

4.4.3. Специальные средства (тип, количество).

Служебные собаки, сколько и их предназ­начение (отдельное приложение по охране поста и дополнительное его оборудование).

 4.5. Организация связи:

4.5.1. Между постами.

4.5.2. Между постами и центральным пунктом охраны.

4.5.3. Между центральным пунктом, руководителями ОУ, взаимодействующими органами.

4.6. Подразделения ОВД, обслуживающие ОУ.

4.6.1. Фамилия, имя и отчество, и телефоны ответственных лиц и де­журных служб ОВД.

4.7. Оценка надежности охраны ОУ и ее способ­ности противостоять попыткам проникновения в ОУ отдельных лиц, группы лиц, противодейство­вать террористам.

Оценка дается представителями отдела ФСБ и отдела внутренних дел (ОВД), обслуживающими данную территорию.

 

Раздел 5. Проводимые и планируемые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательного учреждения

5.1. Первоочередные, неотложные мероприя­тия:

5.1.1. Усиление охраны периметра на уязвимых участках и сооружениях ОУ, оборудование уст­ройствами технического обнаружения проникно­вения на объект и предупреждения охраны, оборудование шлагбаумами, выставление допол­нительных постов внутри учреждения или орга­низация дополнительного патрулирования.

5.1.2. Оборудование локальных зон безопаснос­ти, защищенных помещений со связью или сигна­лизацией, распашными решетками на окнах пер­вых этажей.

5.1.3. Увеличение численности охраны, повыше­ние технической оснащенности охранников под­разделения.

5.1.4. Другие мероприятия (по изменению про­пускного режима, кадровые, организационные, учебно-тренировочные и т.п.).

5.2. Долгосрочные мероприятия, требующие длительного времени и значительных финансовых затрат:

5.2.1. Переоборудование ОУ с изменением раз­мещения, их предназначения, системы охраны и обеспечения безопасности.

Мероприятия по снижению количества используемых горючих, ядовитых и иных опасных веществ, дополнительных работ по обеспечению безопасности электрощитовых,  инженерных коммуни­каций, устройств.

5.2.2. Установка современных систем наблюде­ния и иных инженерно-технических средств охра­ны. Устройство ограждения или его совершенство­вание.

 

Раздел 6. Ситуационные планы

Разрабатываются на схеме объекта вышеука­занной группой разработчиков ОУ совместно с со­трудниками ОВД и УФСБ (при необходимости и в связи её значимостью объекта). Группа разработчиков планов ОУ и представители охраны ОУ готовят ситуацион­ные планы сами и согласуют с ОВД и УФСБ толь­ко в части их касающейся.

Ситуационные планы могут отражать:

6.1. Участки, места, помещения ОУ, наиболее подверженные риску в отношении террористичес­ких акций или экстремистских проявлений, воз­можные подходы к ним, в том числе с использова­нием подземных коммуникаций.

6.2. Размещение инженерных сооружений охра­ны объекта, маршруты движения к зданию, другим важным сооружениям, характеристика дорог, опасных подступов, освещенность объекта и пе­риметра ограждения.

6.3. Расположение постов охраны, зон (секто­ров) их наблюдения, маршрутов патрулирования, выдвижения оперативных групп ОВД, подразде­лений ГО и ЧС (места их встречи).

6.4. Места, направления подхода (подъезда) к объекту, элементам инженерных сооружений, незащищенным и уязвимым элементам объ­екта.

6.5. Предполагаемые места расположения шта­ба силовых структур (его оперативной группы) при проведении операции размещения групп, обеспечивающих его работу.

6.6. Подходящие инженерные коммуникации, возможные для проникновения на объект.

6.7. Предполагаемые места проникновения тер­рористов к наиболее важным и опасным элемен­там объекта (котельные, места хранения ГСМ, бойлерные, подвальные поме­щения и др.), при разрушении которых могут на­ступить тяжелые последствия.

6.8.  Зоны возможного поражения (помещения с большим пребыванием людей) с указанием чис­ленности людей в этих зонах и времени достиже­ния поражающих факторов.

6.9.  Секторы и участки объектов, на которых нельзя применять огнестрельное оружие, взрыв­чатые и специальные вещества, чтобы не создать возгорание и т.п.

6.10. Предполагаемые места размещения эва­куированных и пострадавших, площадки для ока­зания медицинской помощи пострадавшим и раз­мещения санитарного транспорта в случае прове­дения операции.

6.11. Помещения, в которых затруднено или не­ возможно использование радиосредств.

 

2. План охраны образовательного учреждения и обеспечения

безопасности при проведении массовых мероприятий

 

В плане отражаются:

            -   программа и цель мероприятия;

            - место проведения (на схеме) с указанием всех используемых помещений и территории; места расположения постов охраны и дополни­тельных постов из числа сотрудников; места от­ветственных за содержание основных и запас­ных выходов, маршрутов эвакуации, старших внештатных пожарных расчетов и размещения противопожарных средств, место для оказания медицинской помощи;

            - меры безопасности в ОУ, принимаемые в пе­риод подготовки, проведения и завершения мероп­риятия;

            - разграничение действий персонала и уча­щихся ОУ, родительского актива, охраны, право­охранительных органов при проведении меропри­ятий;

            -  действия персонала ОУ при возникновении физического конфликта, беспорядков (не исклю­чая массовые), проявлениях экстремизма, терро­ризма или при иной чрезвычайной ситуации; действия сил и средств органов милиции, иных привлекаемых сил и средств по обеспече­нию общественного порядка при возникновении массовых беспорядков; проявлениях экстремиз­ма или террористического акта (разрабатывают­ся представителями силовых структур, доводят­ся в части, касающейся руководителя учрежде­ния);

 

- мероприятия по наращиванию сил и средств для ликвидации массовых беспорядков, экстреми­стского проявления, последствий террористичес­кого акта, иной ЧС (разрабатываются представи­телями силовых структур).

Правоохранительные органы разрабатывают свои типовые или частные планы по участию в проведении массовых мероприятий в ОУ в соот­ветствии со своими ведомственными документа­ми (в особо важных случаях), доводят их в части, касающейся организаторов мероприятия с учетом особенностей обстановки и возникающих задач.

 

3. План-схема охраны

Разрабатывается назначенной группой и предста­вителем охранного предприятия с учетом вышерассмотренных документов п.1 и п.2. Для подраз­делений, осуществляющих охрану объектов отдельными постами, разрабатывается соответ­ствующая локальная документация, в которую включаются извлечения из общего плана. План и его составляющие имеют грифы ОП, ДСП и хра­нятся у руководителя ОУ в местах, по­зволяющих осуществить быстрый доступ к нему в случаях необходимости использования.

3.1. Схема.

На схеме (карте, плане местности) отобража­ются:

3.1.1. Объект (в масштабе) с прилегающей к нему территорией, соседние здания, помещения, их на­звание и принадлежность, с указанием мест водо­забора, пожарных гидрантов (детально до 300 м), а наиболее важ­ные, на удалении до 500 м и более, с указанием расстояния до них, указанием сторон горизонта стрелкой север-юг в правом верхнем углу схемы.

3.1.2. Маршруты движения к объекту и от него: взаимодействующих сил и средств (пункты встре­чи); предполагаемые места подхода, подъезда, про­никновения вероятных нарушителей (террорис­тов) и пути их возможного отхода после попытки совершения (совершения) террористического акта; контрольно-пропускные пункты, места прохода, убытия персонала; маршруты эвакуации персо­нала при аварийной или чрезвычайной ситуации; стоянки машин (их принадлежность и маршруты въездов (выездов).

3.1.3. Расположение всех основных помещений (технологических узлов) объекта, в том числе всех арендованных помещений с указанием их принадлежности, обозначением их наиболее уязвимых мест, не просматриваемых зон и пространств, а также подходящих к ним коммуникаций.

3.1.4. Обозначение вероятных действий терро­ристов (нарушителей, преступников) при различ­ных ситуациях на наиболее уязвимых элементах объекта (подрыв, пожар, затопление и др.).

3.1.5. Расположение постов (нарядов, групп); зоны, секторы их контроля; направления ведения поиска на объекте и за его пределами; помеще­ния, заблокированные охранной сигнализацией; указывается время прибытия дежурных (опера­тивных) групп к объекту, посту, рубежу блокиро­вания; маршруты движения резерва охраны для периодического осмотра (усиления охраны) объек­тов; пути эвакуации сотрудников, обучающихся,
личного состава охраны при экстренных ситуаци­ях; места сосредоточения эвакуированного имуще­ства; места (пункты, площадки) оказания медицин­ской помощи.

3.1.6. Схема изготовляется на стандартном лис­те А4 (может на 2-3 листах). Объек­ты обозначаются черным цветом и поднимаются (оттеняются); маршруты обозначают коричневым цветом с различным оттенением (точками, крес­тиками, черточками и цветом) для отличия при­надлежности маршрута. Отмечаются наиболее уязвимые элементы объекта, места хранения опас­ных материалов, наиболее опасные узлы и др. ро­зовым цветом. Технические средства охраны (кнопки тревожной сигнализации, охранные датчики, средства видеонаблюдения) обозначаются с указанием зна­чения применяемых знаков в условных обозначе­ниях. Возможные действия нарушителей и терро­ристов обозначаются синим цветом, а действия охраны, подразделений милиции - красным цве­том, маршруты и места эвакуации - зеленым цве­том.

3.1.7. На схеме в левом верхнем углу делается запись об утверждении ее руководителем ОУ и дата утверждения, в правом углу - Экз. №__, ог­раниченного пользования (для служебного пользо­вания); план охраны ОУ; внизу подписы­вает заместитель по режиму или начальник служ­бы безопасности. Указываются все должностные лица, с кем согласован план (в правом верхнем углу листа ниже Экз. №___), например: СОГЛАСОВАНО:
Начальник управления (отдела) внутренних дел, фамилия, дата, представитель УФСБ (отдела ФСБ). Поясняются все условные обозначения, не предусмотренные стандартами общепринятых обозначений (в нижнем правом углу схемы).

3.2. Папка с документами (прилагаемая к схе­ме):

3.2.1. Обязанности директора ОУ, его замести­телей, начальника службы безопасности, работ­ников (НШ) ГО (если имеется), по охране и проти­водействию терроризму, предотвращению нару­шений общественного порядка и обеспечению безопасности в ОУ.

3.2.2. Обязанности взаимодействующих органов (милиции, пожарной охраны, территориального органа ФСБ, руководителей учреждений, арендованных помещений и др.) в части, касающейся безопасно­сти ОУ.

3.2.3. Обязанности охранника по обес­печению пропускного режима, поддержанию об­щественного порядка, применению специальных средств и физической силы при задержании тер­рористов, нарушителей.

3.2.4. Обязанности обучающихся в случае воз­никновения ЧС.

3.2.5. Общие обязанности персонала по предот­вращению актов терроризма, групповых и массо­вых нарушений общественного порядка.

3.2.6. Общие обязанности персонала.

3.2.7.Что запрещается персоналу, посетителям, работникам учреждений-арендаторов.

3.2.8. Действия охраны при попытках соверше­ния (совершении) акта терроризма, нарушениях общественного порядка, пожаре, стихийном бед­ствии, иной ЧС, способ организации охраны эва­куированного имущества.

3.2.9. Действия администрации, персонала и обучающихся ОУ, работников арендованных по­мещений при совершении действий, изложенных в п. 3.2.8., и иных возможных ЧС.

3.2.10. Действия взаимодействующих органов при этих ситуациях, с указанием конкретных сро­ков, количества выделяемого личного состава, еди­ниц техники, действий, проводимых ими (указы­ваются с разрешения руководства этих органов).

3.2.11. Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режимах ОУ.

3.2.12. Документации для охранников на постах.

3.3. Пояснительная записка к схеме, в которой отражаются:

3.3.1. Охранное предприятие, силы и средства, привлекаемые для охраны, в том числе арендо­ванных помещений (по обычному и по усиленному вариантам охраны, расчет охраны, место распо­ложения резерва дежурной оперативной группы).

3.3.2. Силы и средства взаимодействующих ор­ганов, привлекаемых для охраны в повседневном режиме и при критических ситуациях.

3.3.3. Порядок применения специальных средств или физической силы (в соответствии с действу­ющим законодательством и статусом охраны).

3.3.4. Инженерно-технические средства, приме­няемые в охране, средства дистанционного наблю­дения, обнаружения оружия и боеприпасов, дру­гих запрещенных предметов.

3.3.5. Описание действий охраны, персонала и администрации ОУ при попытке незаконного про­никновения на объект; при пожаре, стихийном бед­ствии; при попытке совершения (совершении) тер­рористического акта.

3.3.6. Схема связи при выполнении повседнев­ных задач, осложнении обстановки и при крити­ческих ситуациях.

3.4. Отдельное приложение.

К плану охраны может прилагаться перспек­тивный план оборудования комплекса инженер­но-техническими средствами охраны и прибора­ми, аппаратурой дистанционного наблюдения на 3-5 лет.

3.5. Дополнительно к плану целесообразно при­общить инструкцию по действиям персонала, ох­раны, взаимодействующих органов при чрезвы­чайных и техногенных ситуациях, при введении чрезвычайного положения  (по линии ГО и ЧС).

 

Методические рекомендации рассмотрены на заседании межведомственной комиссии  министерства образования и науки области и рекомендованы для практического использова-ния при разработке вы­шеуказанных документов в образовательных учреждениях.

 

 


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно